Магия как эквивалент науки в мире волшебников
Как работают заклинания во вселенной «Гарри Поттера» и как их придумала Джоан Роулинг
15 ноября в прокат выходит фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» — продолжение приключений волшебника Ньюта Саламандера из мира книг о Гарри Поттере, придуманном Джоан Роулинг еще в 90-е.
В этом волшебном мире магия очень похожа на науку или, скорее, на несколько направлений науки (что довольно иронично, ведь ученые обычно выступают против магического мышления и веры в сверхъестественное).
Зелья, «фантастические твари», травология, предсказания и заклинания — все это различные направления магии, в которых есть место изобретательству и открытию, а не только каким-то взявшимся из ниоткуда и устоявшимся формулам и рецептам.
Как же устроены главные заклинания вселенной Гарри Поттера, по каким законам они функционируют и как их придумала Джоан Роулинг.
Как появляются заклинания
Заклинания — это изобретения разных волшебников, но создать их может только глубоко понимающий магию колдун или колдунья. Процесс изобретения заклинания подразумевает эксперименты, порой неудачные. Получается, что его можно сравнить с процессом изобретения каких-либо устройств и лекарств учеными мира маглов.
Кроме того, в Министерстве магии есть специальная Комиссия по Экспериментальным Чарам, сотрудники которой могут заниматься изобретением новых заклинаний и усовершенствованием старых. Еще Комиссия занимается контролем за изобретениями заклинаний и других видов экспериментальной магии.
Одним из изобретателей заклинаний во вселенной «Гарри Поттера» был Северус Снейп. Гарри нашел изобретенные профессором заклинания в старом школьном учебнике зельеварения, случайно попавшем в руки главного героя в «Гарри Поттере и принце-полукровке».
Как сделать так, чтобы заклинание сработало
Заклинания работают, только если их пытается осуществить настоящий волшебник или волшебница, то есть человек с особым «магическим» геном. Самое сложное и одновременно самое важное для работы заклинания — внутреннее стремление его осуществить. То есть волшебник должен по-настоящему хотеть, чтобы заклинание сработало, и чем сложнее магия, которую он планирует осуществить, тем важнее сила стремления.
Именно поэтому чары для вызова Патронуса даются только путем долгих тренировок. Это также доказывает и другой пример: когда Гарри пытается применить пыточное заклинание «Круциатус» к Беллатрисе Лестрейндж, чтобы отомстить за смерть своего крестного отца Сириуса Блэка, то оно не производит почти никакого эффекта, потому что Гарри не получает ни малейшего удовольствия, причиняя боль другим.
Наравне со стремлением и настроем важно определенным образом произносить заклинание и сопровождать его правильным движением волшебной палочкой. Чем более могущественным становится волшебник, тем менее формальным может быть то, как он произносит заклинание. Например, он может произносить его шепотом или только в мыслях, а самые сильные чародеи могут совершать волшебство даже без волшебной палочки.
Как регулируется использование заклинаний
Использование магии, а значит и заклинаний, регулируется законодательством волшебного мира. Министерство магии может запрещать какие-то заклинания к использованию и назначать наказания за их применение, создавать и тестировать новые заклинания и совершенствовать старые.
Одно из важнейших условий использования заклинаний волшебником — никогда не делать этого в присутствии маглов, и нарушение этого правила может повлечь за собой наказание. Все магическое сообщество обязано соблюдать статус секретности и не выдавать существование волшебного мира неволшебникам.
Как устроены и откуда произошли 7 главных заклинаний вселенной Гарри Поттера
«Авада Кедавра» — заклятие, моментально убивающее того, к кому оно применено. Это заклинание запрещено к использованию Министерством магии. По словам самой Джоан Роулинг, «Авада Кедавра» произошло от слова «абракадабра». О точном происхождении слова до сих пор ведутся споры, но все сходятся в том, что оно очень древнее. Одни исследователи приписывают его происхождение древним иудеям, другие — шумерам, третьи — кельтам. Существуют и другие варианты.
Сама Роулинг обратилась к иудейской этимологии «абракадабры», то есть к арамейскому языку и переводу «пусть эта вещь будет уничтожена», где под «вещью» подразумевалась болезнь, потому что в таком толковании «абракадабра» была целительным заклинанием. Роулинг решила, что у нее под «вещью» будет пониматься человек.
«Экспекто патронум» — заклинание, вызывающее Патронуса — волшебную сущность, защищающую человека от дементоров — созданий, высасывающих радость, а то и вовсе душу. Патронус —серебристый, призрачный на вид сгусток энергии, принимающий форму животного, которое как-то связано с личностью своего владельца и характеризует ее. Для вызова Патронуса нужно сосредоточиться на счастливых воспоминаниях и ощутить тепло этих моментов снова. Считается, что Альбус Дамблдор изобрел коммуникацию между волшебниками с помощью Патронусов.
Это заклинание, как и многие, придуманные Роулинг, происходит из латинского языка, что только подчеркивает сходство магии в волшебном мире и науки в мире маглов, ведь многие научные термины тоже произошли или заимствованы из латинского языка. «Expecto» переводится как «я ожидаю», а «patronus» — «защитник», «отец» («patronum» — просто форма склонения этого слова).
«Вингардиум левиоса» — левитационные чары, поднимающие объекты и людей в воздух. Это одно из первых заклинаний в книгах и фильмах о Гарри Поттере, с которым мы знакомимся, а потом продолжаем встречать снова и снова с развитием сюжетных линий.
Латиницей это заклинание пишется как «Wingardium Leviosa», и в первом слове тут сразу бросается в глаза корень «wing» из английского языка, который переводится как «окрылять», «перемещаться по воздуху». Этот корень соединен с формой латинского «arduus», что переводится как «высоко». Вторая часть заклинания, судя по всему, производная от английского «levitate» — «поднимать в воздух», «взлетать», «возноситься».
«Экспеллиармус» — заклинание, выбивающее оружие, то есть волшебную палочку, из рук противника. Это одно из самых часто упоминаемых заклинаний в книгах о Гарри Поттере. Первая часть слова — английский глагол «expel», произошедший, впрочем, из латинского языка. Он означает «выталкивать», «вытеснять», «изгонять». Вторая часть слова происходит от латинского «arma» — оружие, которое позже пришло в английский язык в виде слов «arm» — «рука», если это существительное, и «вооружаться», если это глагол, и «armour» — оружие.
«Акцио» — еще одно популярное заклинание во вселенной, придуманной Роулинг. С его помощью волшебники заставляют предметы подлетать к ним. Для создания этого заклинания писательница просто изменила латинский глагол «accerso», означающий «притягивать», «вызывать».
«Империо»— заклинание, дающее тому, кто его применил, полный контроль над тем, к кому оно применено. Это еще одно запрещенное Министерством магии заклинание, относящееся к непростительным заклятиям вместе с «Авада кедавра». «Impero» переводится с латыни как «я приказываю», а «imperium» — «власть», и заклинание выглядит как смесь двух этих слов. Вообще, Роулинг во всем, что касается волшебного мира, опирается на что-то, что было до нее — языки, легенды, мифы и так далее, — но всегда меняет эти концепты, создавая одновременно очень знакомую и достоверную, но оригинальную вселенную.
«Круцио» —заклятие «Круциатус», оно же пыточное заклинание, причиняет невыносимую боль тому, на кого оно направлено, но только если применяющий его волшебник получает удовольствие от страданий других. Это заклинание, как и «Империо» с «Авада Кедавра», запрещено Министерством магии как бесчеловечное и относится к непростительным заклятиям. «Crucio» переводится с латинского как «я пытаю» (как можно было заметить из описания всех заклятий, в латинском языке окончание «-о» означает первое лицо, единственное число глаголов, то есть действие, совершаемое от местоимения «я»). Инфинитив этого глагола, то есть «пытать» — «cruciare». Применение любого из непростительных заклятий карается смертной казнью.